боровский пафнутьев монастырь официальный сайт

боровский пафнутьев монастырь официальный сайт

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день.

Все люди верят в что-то высшее. Для кого-то это что-то необъяснимое, а для кого-то – это наш Создатель. Как бы там ни было, но все же многие стараются хотя бы раз посетить святое место. Их есть огромное количество во всем мире. В России есть также определенные особо почитаемые места, среди которых выделяют и Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Он находится в Калужской области в городе Боровск.

История развития этой обители неразрывно связана с различными этапами в истории становления российского государства. Были у него как взлеты, так и разруха. Но с новой силой он начал работать с 1991 года, когда вернулись иноки и начались ежедневные богослужения, а также были проведены значительные реставрационные работы, которые помогли возродить храмовый комплекс. Такие усилия помогли предотвратить окончательное разрушение зданий.

У Свято-Пафнутьевского Боровского мужского монастыря есть 2 действующих подворья:

  • Храм Преображения Господня «Спас за Верхом», который находится в городе Калуга,
  • Храм в честь Покрова Божьей Матери, в городе Боровск.

Говоря об этой обители, невозможно забыть или уменьшить значение отца Власия Пафнутьева в Боровском монастыре. Он всегда закликал относится с должным уважением к этой святыне, ведь это – символ державной славы. Необходимо сказать о том, что дед Пафнутьева был ордынским баскаком. Именно в городе Боровске он принял христианство и остался навсегда, тем самым укрепив православную веру.

Еще с 20-ти летнего возраста Пафнутий был под началом священноинока Никиты в Высоком Покровском монастыре. Там он пробыл 30 лет, из них 13 – в качестве игумена. После того, как его одолел тяжелый недуг, он отказался от настоятельства и ушел из монастыря. Поселился в лесу между речками Истерьмою и Протвою.

На этом месте было положено основание новой обители, которая полюбилась всем на территории Московии. Изначально это была деревянная церковь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время Пафнутий продолжал обустраивать моастырь. Перед тем, как приставиться он уже имел около 100 человек братии, а также каменный храм. Самое основное из этого всего, что он завещал установленные начала, которые лежали в основе правил державного домостроительства.

Известно, что роспись собора Рождества Богородицы относят к самым ранним работам Дионисия. В упоминаниях жития Пафнутия можно найти такие слова, что Дионисий вместе со старцем из Симонова монастыря сделали роспись каменного храма в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. Точной даты росписи не установлено. Известно лишь то, что каменный собор построили на месте деревянной церкви и он был расписан еще при жизни Пафнутия.

Также есть упоминания о том, что настоятель излечил Дионисия от хвори, которая мешала ему заниматься иконописанием.

Самым нелепым стало то, что более чем через столетие по приказу царя Федора Ивановича этот собор был разрушен, а на его месте возвели пятиглавый. А каменные блоки с росписью были заложены в фундамент этого храма.

Первое, чем интересуются паломники – это где находится обитель? Этот старинный монастырь был построен еще в 1444 года и до сих пор к нему не иссякает количество паломников. Находится он чуть ниже от дороги, между остановками «Роща» и «Рябушки». Так как границы территории уже поменялись, то теперь он входит в город Боровск. Ранее это были отдельные села, но теперь – это названия микрорайонов.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет так же интересно посмотреть еще и видео о Панфутьевской обители:

  • Святые ворота (проломные, «водяные9raquo; ворота), XVIII–XIX вв.
  • Георгиевская башня, XVI век
  • Круглая башня, XVI век
  • Оружейная башня, XVI век
  • Сторожевая башня, XVII век
  • Тайницкая башня, XVII век
  • Поваренная башня XVI век
  • Собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 1586 г.
  • Трапезная, пристроенная к Рождественскому собору, 1837 г.
  • Трапезная, келарские палаты и храм во имя Рождества Христова, 1511 г.
  • Колокольня, 1690 г.
  • Храм во имя пророка Илии с больничными палатами, 1670 г.
  • Настоятельские (Архимандричьи) палаты, XVII век
  • Храм во имя святителя Митрофана Константинопольского, 1760 г.
  • Погребной корпус, XVI век
  • Западные братские кельи (Гостиничный корпус), XVII век
  • Поваренная палата, XVII век
  • Юго-восточные братские кельи, XVII век
  • Сохранившийся фрагмент храма во имя преподобного Пафнутия и пристройки к нему, XVI век
  • Прясла крепостных стен, XVI–XVII вв.
  • Святой источник
  • Учебный корпус, 1930-е гг.

История Пафнутьев-Боровского монастыря

Рождественский собор • Ильинская церковь

Свято-Пафнутиев Боровский монастырь (пишут также Пафнутьев-Боровский, Свято-Пафнутьев-Боровский) монастырь — мужской монастырь в Калужской области, расположенный на окраине города Боровска.

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — (Иосифо-Волоколамский монастырь).

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI—XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский, однако он был взят и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержалась под стражей боярыня Феодосья Морозова (в иночестве Феодора, ум. 1675).

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжен французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нем разместили исправительную колонию, потом — сельхозтехникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

В 1859 году, по данным описи в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился небольшой колокол с надписью, указывающей на дату изготовления:«6996 (1488) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник». В настоящее время этот колокол является экспонатом Коломенского музея. [1]

Основан в 1444 году игуменом Покровского монастыря в селе Высоком, преп. Пафнутием Боровским, который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь.

В 1467 году была воздвигнута каменная церковь Рождества Богородицы [1], которую расписывали некие Митрофан и Дионисий. Оказалось, что это было началом великой карьеры Дионисия: в 1480 году монастырь посетил Иван Третий, который, увидев фрески, распорядился отправить автора в Москву, где тому было поручено изготовить иконостас Успенского Собора Московского Кремля.

Преп. Пафнутий умер в 1477 году, и следующим игуменом стал прп. Иосиф Волоцкий. Монастырь, правда, ему пришлось вскоре покинуть, так как монахи оказались недовольны его методами управления.

В XVI-XVII веках ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен.

В 1584–1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иоаннович.

В 1610 году войска Лжедмитрия Второго разграбили монастырь. Погибло 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.

С 1620 по примерно 1640 г. строится церковь преподобного Пафнутия, расписывается собор Рождества Богородицы (1644).

В 1666 г. в монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая — в сентябре — длится до 30 апреля 1667 года.

В 1670 г. построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.

В 1691 г. вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.

В 1760 г. в монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.

В 1776 г. в монастыре открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.

В 1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж юго-восточных братских келий.

В 1822 г. обитель обновлена и вновь отстроена.

В 1837 г. на новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.

В 1919 г. специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись. В марте 1922 г. в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья, сопровождающееся волнениями верующих.

В мае 1922 постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.

В 1923 г. монастырская сельхозкоммуна ликвидируется. На территории монастыря размещаются различные организации, в том числе Боровская индустриально-ремесленная школа.

В 1935 г. на территории монастыря создается Боровская школа механизации сельского хозяйства. Строится учебный корпус.

В 1941 г. школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии [2].

В январе 1942 г. освобождают Боровск, и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность, в 1945 г. школа механизации реорганизована в школу инструкторов производственного обучения. В 1953 г. на базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.

В 1954 г. рушится главный купол собора Рождества Богородицы.

В 1955 г. начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.

В 1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации. В 1960 г. на территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры. В 1962 г. в монастырь переводят Боровский сельхоз-техникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский Завод.

В 1968 г. на общественных началах в монастыре создается историко-архивный и краеведческий музей. В 1984 г. в монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах В 1987 г. на базе общественных музеев создается Государственный музей — филиал Калужского областного краеведческого музея.

В 1990 г. исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.

В 1991 г. монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.

В 1992 г. из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.

В 1995–1996 гг. церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.

В 1997–1998 гг. в трапезной Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.

В центре композиции монастыря - пятиглавый Собор Рождества Богородицы (прибл. 1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в 1644 году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины (1651).

Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле "восьмерик на четверике", то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне, а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году.

В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (1670), а также Митрофаниевская церковь (1760) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.

Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век).

По одной из гипотез, в создании укреплений монастыря принимал участие Федор Савельевич Конь. Никаких документальных подтверждений его связи с Боровском не существует.

  • Собор Рождества Богородицы
  • Трапезная церковь Рождества Христова
  • Больничные палаты с церковью Илии Пророка
  • Церковь свт. Митрофана Цареградского
  • Колокольня
  • Проломные (Водяные) ворота с надвратной часовней
  • Купальня и Святой источник прп. Пафнутия Боровского

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — место паломничества многих верующих людей. Это поистине святое место расположено на Калужской земле. Основан монастырь был святым Пафнутием в 1444 году. Те строения, которые можно увидеть сегодня, датируются XVI веком. Во времена правления Бориса Годунова были основаны стены мужского монастыря. Главный его храм воздвигнут в 1467 году. Он пережил несколько реставраций, что позволяет нам увидеть сооружение практически в первозданном виде.

Стены Пафнутьево Боровского монастыря имеют большую историю и считаются местом паломничества среди православных.

В монастыре принимает всех страждущих отец Власий, известный православному миру своим уникальным даром провидения.

К нему стремятся попасть люди изо всех концов России. Отец Власий помогает каждому найти себя, решить жизненные проблемы и выбраться из трудных ситуаций. Его мудрость и великий дар, которыми он делится со всеми посетителями, — вот то, что привлекает людей в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Также среди верующих ценится святая вода из местного источника.

Как добраться до Боровского монастыря

Адрес Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова д. 1.

Своим ходом доехать до монастыря из Москвы можно с Киевского вокзала. Направляться нужно в сторону Калуги или Малоярославца. Выходить следует на станции «Балабаново». Здесь вас ждет пересадка на маршрутное такси или автобус под номерами 101 и 101Т, следующие до Боровска. Выходить нужно на остановках «Рябушки» или «Роща». В первом случае вас ждет более длинный путь, однако идти вы будете по пологой дороге. Сойдя на остановке «Роща», вам придется спуститься с крутой горки перед входом в монастырь.

Отец Власий на данный момент отсутствует в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре,

по приезду мы Вам сообщим.

Смотреть в прямом эфире о несение службы в Храме

Подать записку в Храме

Также существуют прямые автобусные маршруты до Боровска из Ермолино, Обнинска, Абрамовского.

Возможно участие в автобусной поездке, организуемой для паломников. Однако в этом случае вам потребуется ждать до начала тура, а также подстраиваться под общее расписание.

Наиболее удобным вариантом является поездка на машине. Расстояние до монастыря из центра Москвы составляет всего 100 км. Преодолеть его можно всего за 1-2 часа. В то же время, как поездка на общественном транспорте займет больше времени, сил и средств.

Мы поможем Вам добраться к стенам монастыря на личном автомобиле, отвезем на источник, к святой купальне. В любое удобное время и день недели Вы можете обратиться к нам, и мы с радостью отвезем Вас в Боровский монастырь.

Мы собираем с помощью сайта пожертвования для тех людей, которые не могут оплатить поездку в Боровский монастырь. Вы можете внести свой вклад в благое дело, чтобы помочь добраться нуждающимся до этого святого места.

Благодаря вашей помощи, нуждающимся приобретаются билеты для поездки в Москву, впоследствии на автомобиле они добираются до стен Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Здесь мы снимаем им номер в гостинице, чтобы они могли дождаться приема отца Власия. После встречи со старцем люди возвращаются в Москву, им приобретается обратный билет на поезд.

Вместе поможем людям приехать в Боровский монастырь!

Будем благодарны за любые пожертвования.

(314 оценок, среднее: 4,96 из 5)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

+ 29 = 37

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

map